Подходит к концу Первая седмица Великого Поста — время покаяния, время духовного созерцания и молитвы. На этот лад нас настраивает сам церковный Устав, в соответствии с которым в нашем храме совершались богослужения.

В воскресенье перед Постом была совершена вечерня с чином прощения — удивительный по своему содержанию чин, на котором весь приход объединяется в настроении покаяния за причиненные людям обиды и каждый, начиная с настоятеля храма, испрашивает друг у друга прощения. Этот чин как нельзя лучше подготавливает наше сердце к началу постного подвига.

.

И вот утро понедельника начинается с великопостного богослужения, которое включает в себя утреню, 1, 3, 6, 9 часы, изобразительны и вечерню. Великопостное богослужение отличается от обычного прежде всего тем, что на каждой из служб читаются кафизмы Псалтири. Чтение предусмотрено таким образом, чтобы за неделю вся Книга Псалмов прочитывалась полностью дважды (в обычное время она прочитывается единожды). Помимо этого, изменяемые части богослужения — тропари, кондаки, каноны, стихиры, светильны — наполнены глубоким покаянным смыслом. Его же носят и чтения из Священного Писания — отрывки из книг Ветхого Завета.

С понедельника по четверг совершается великое повечерие с Покаянным каноном святителя Андрея Критского. Этот канон вновь пробуждает в нас покаянное настроение, помогает заглянуть глубже внутрь себя, задуматься о своей жизни, об отношении ко греху, о том, как мы нередко вместо благодарности Богу за Его милосердие и благодеяния отвечаем грехом, выбирая сторону Сатаны в угоду своей немощной плоти. Во время канона мы вновь вспоминаем события ветхозаветной эпохи, а также подвиги преподобной Марии Египетской как величайший пример пожизненного покаяния, поста и молитвы и обретения через это святости. На 5 седмице Поста мы вновь вернемся к этому канону, совершая богослужение, известное как Мариино стояние, когда Покаянный канон будет прочитан полностью единовременно.

.

В среду и пятницу к обозначенным утренним богослужениям присоединяется Литургия Преждеосвященных Даров — особый чин, при котором верующие вкушают Святых Таин, освященных ранее. Таким образом, во время этой службы не совершается как таковая Бескровная Жертва, поскольку в постное время в седмичные дни не положено полноценной Литургии — Христова пира. Но для утешения верующих Церковь дает им возможность причащения в среду и пятницу. Краткое содержание богослужения можно выразить так — во время вечерни ранее заготовленные Дары с великим благоговением и особыми молитвами полагаются на престоле на дискос, переносятся затем на жертвенник, и далее через Царские врата с жертвенника на престол, где в итоге раздробляются и опускаются в Чашу с вином. Затем происходит причащение священнослужителей и верующих.

В пятницу после Литургии Преждеосвященных Даров было совершено также молебное пение с каноном великомученику Феодору Тирону с освящением колива.

.

В субботу по Уставу полагает Божественная Литургия святителя Иоанна Златоуста, вечером — всенощное бдение, а в воскресенье утром — Божественная Литургия святителя Василия Великого, которая имеет несколько иное, более подробное содержание Евхаристического канона — составной молитвы, которую священник читает, чередуя с возгласами и пением хора, во время литургии верных. Именно во время этой молитвы происходит освящение и пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы.

Поделиться: